Журнал "Ковролин". Выпуск №4. Шелковый путь от гусеницы до ковра.

Сегодня роскошный интерьер многих современных жилищ стал настолько привычным, что уже никого не удивишь ни позолоченной сантехникой, ни мебелью из элитных сортов древесины, ни даже оригиналами картин Пикассо на стенах.

Но есть одна вещь, которая до сих пор считается эксклюзивной и страшно дорогой – это шелковый ковролин. Почему же он такой дорогой? Только полностью изучив технологический путь изготовления ковролина, мы сможем это понять.

В поисках ответа сотрудники журнала «Ковролин» отправились в Азербайджан. Эта республика соседствует с Россией в восточном Закавказье и имеет общую границу по Каспийскому морю. Столица Азербайджана – Баку, самый большой город не только в стране, но и на Кавказе. Его площадь в 2 раза больше Москвы. Именно здесь и производят шелковый ковролин.

Производство шелкового ковролина начинается с шелковицы или тутового дерева, ничем не примечательного, ни на вид, ни на вкус, если только вы не гусеница тутового шелкопряда, для которой это единственное и любимое лакомство.

Личинки шелкопряда самые что ни на есть домашние животные. Это значит, что они уже не способны выжить в дикой природе. За многие поколения эволюции они утратили все защитные механизмы, и сейчас способны лишь наедаться круглые сутки. Всего за 4 недели гусеница съедает около 25 граммов листвы и увеличивает свой первоначальный вес в 10 тысяч раз. В процессе роста гусеницы линяют 4 раза. После четвертой линьки, через 28 дней после вылупления, гусеницы немного желтеют – это значит, что они готовы превратиться в куколок и сшить свой временный дом. Строительным материалом служит клейкое вещество, выделяемое шелкоотделительными железами, при соприкосновении с воздухом оно тут же застывает и превращается в шелковую нить. Шелкопряды выбирают места поудобнее и делают себе уютный кокон.

Каждая гусеница производит около 1500 метров непрерывной тончайшей материи. Разматыванием этих прядей занимаются на специальной фабрике. Для начала собранные коконы хорошо проваривают в кипятке, чтобы клей, которым соединены нити, растворился. Увы, но нельзя допустить, чтобы бабочка сама выбралась, потому что в этом случае она прогрызет оболочку, структура которой тут же потеряет свою ценность.

После обработки в горячей воде яйцевидные тела разматывают, но прежде всего, необходимо отыскать начало каждой нити.

Раньше их искали вручную, сейчас это делает машина. Жесткие кисточки прокручиваются в ванне с размягченными коконами, цепляют кончики волокна и перетягивают эти оболочки в соседний резервуар. Кисточки, которые остались без ниток, возвращаются к ловле. Оболочки с отмотанными нитями попадают на конвейер, где лишние спутанные частицы отрезаются раскаленной струной. Теперь в лотке остаются только коконы, готовые к размотке.

Цепкий механизм захватывает шелковый свисающий кончик пряди, подает ее к катушке и начинает наматывать. Толщина волокна около 15 микрон – это в 6 раз тоньше человеческого волоса. Чтобы получить нужную толщину плетения, разматывается сразу несколько спальных домиков гусениц, их полупрозрачные струнки сплетаются вместе и накручиваются на одну катушку. После этого толщина нитки составляет одну десятую миллиметра. Чтобы сделать нить еще толще, несколько катушек вновь сматывают вместе.

В результате получается материал, из которого можно плести ковролин.

Для получения цветного узора нитки следует покрасить. Делают это в баке, при температуре воды в 80 градусов. В качестве красителя, как и сотню лет назад, используют только натуральные ингредиенты: кора дуба, кожура граната, полынь и др.

Чтобы получить насыщенный синий цвет применяют краситель индиго, который получают из перетертых листьев растения семейства бобовых «индиго красильный». Это очень стойкий пигмент, кстати, раньше с его помощью красили джинсовую ткань.

Когда волокна приобретают нужный оттенок, их отправляют в сушильный барабан, он раскручивается до 600 оборотов в минуту и центробежная сила, как в обычной стиральной машине, отжимает воду из мотка. Спустя 10 минут материю вынимают и отправляют в сушку. Здесь уже собраны нити всех цветов, которые понадобятся для будущего орнамента.

Создание узоров для ковролина – это особое искусство. В одном лишь Азербайджане существует 7 признанных ковровых школ, каждая имеет свои уникальные особенности рисунка, по которым знаток сразу определит, где был соткан ковролин. Художница рисует эскиз на миллиметровой бумаге, отмечая каждый узелок. Затем эскиз попадает в ткацкую мастерскую, где он становится чертежом, по которому девушки будут работать на протяжении нескольких месяцев.

Плетение ковролина – крайне трудоемкий и длительный процесс, каждая точка на рисунке – это один узел, завязанный на основании. В одном квадратном метре шелкового ковролина может быть до 2-х миллионов узелков.

Одна ткачиха может сделать за день не больше 10 тысяч узлов. Чтобы ускорить процесс, девушки работают бригадами, сплоченными командами, в которых все движения синхронные и доведены до автоматизма. Это важно, ведь следующий ряд узлов можно начинать вязать только когда будет полностью закончен предыдущий.

Когда ряд готов, поверх него пропускают фиксирующую нитку, которая увязывает вертикальную основу и предает прочность ковролину. Завершающая операция – обрезка лишних концов, после которой все ворсинки приобретают одинаковую длину.

Ковролин готов, но его еще нужно привести в товарный вид, так как в процессе плетения между узлами забивается большое количество пыли, мелких ворсинок и ниточек. Для этого ковролин загружают на один час в специальный барабан, в котором весь мусор вытряхивается. Далее ковролин промывают, здесь опять все по старинке: никаких химических моек высокого давления, только холодная вода, натуральное мыло, швабра и немного терпения. После стирки ковролин просушивают. Вот в этом случае, без современных технологий не обошлось – опять на помощь приходит центробежная сила. Ковролин раскручивают в центрифуге, удаляя лишнюю влагу, затем изделие оставляют сушиться в течение целого дня.

Завершающий этап – это финишная обработка, здесь удаляют все возможные дефекты, которые могли появиться в процессе создания ковролина. Специальной машинкой сбривают лишние миллиметры, чтобы поверхность стала ровной и бархатной. И, наконец, выполняется оформление бахромы, кстати, эти узелки – верный признак того, что ковролин был соткан вручную.

На производство каждого изделия уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Не удивительно, что ковролин размером 10 квадратных метров может стоить целый миллион. Сегодня такие шедевры, могут себе позволить только очень состоятельные люди, впрочем, роскошь и раньше была привилегией царей и султанов.

Самый действенный способ проверки подлинности шелкового ковролина заключается в следующем: нужно растворить 16 грамм сульфата меди в 150 мл воды, затем добавить 8-10 грамм глицерина и каустической соды. Именно эта смесь растворит маленький кусочек шелкового ковролина, а вот искусственный шелк в ней не растворяется. Правда это будет самый дорогой химический опыт, учитывая стоимость самого ковролина.